История Центра

Центр детского и юношеского туризма в Сочи был открыт в 1987 году. Он занимает небольшое уютное здание в самом центре города. Здесь есть кинозал, библиотека, компьютерный класс, несколько кабинетов для занятий кружков, обилие цветов, красивая удобная мебель, росписи на стенах. Здесь очень заботятся о том, чтобы всем, кто приходит сюда, было хорошо и уютно. По инициативе директора центра – Гоголадзе В.Н. в 1992 году начата работа по созданию музей истории туризма г.Сочи. Как нередко по частному можно судить о целом, так, прослеживая историю развития туризма в Сочи, можно лучше узнать свою историю самого города и даже страны.

Первыми сочинскими туристами были члены Кавказского горного клуба времен зарождения курорта из числа столичной и местной интеллигенции, на свои средства строившие приюты, тропы и выпускавшие путеводители по Сочи, ставшие теперь библиографической редкостью… Корпуса первых сочинских турбаз на Красной поляне и в Аше – это дачи, национализированные после революционных событий 1917 года…

Бурная деятельность энтузиастов-организаторов сочинских курсов экскурсоводов пришлась на время начала осуществления плана генеральной реконструкции Сочи -Мацестинского курорта, а спад активности стал результатом репрессии 1937 года и событий военного времени. Отличительной чертой турбаз и турлагерей послевоенных 40-х и 50-х гг. были почти армейская дисциплина, минимум комфорта и массовость дальних переходов. На 60-80-е годы пришелся расцвет турбаз экскурсионно-туристских бюро, турклубов, планового и самодеятельного туризма как следствие мощной финансовой поддержки профсоюзов, а прекращение этой поддержки привело в упадок все традиционные формы туристской работы. Наконец, кризис начала 90-х годов отразился на туризме в форме полупустых турбаз, закрытых маршрутов, существующих только на бумаге турклубов, сокращения штатов в экскурсбюро.

В 1989 году Сочинский городской центр детского и юношеского туризма стал экспериментальной площадкой ВНИИК «школа-микрорайон» АПН ССР. В условиях нового хозяйственного механизма в народном образовании Центр начал работать с 1 апреля 1990 года. Положение и устав Центра были разработаны в соответствии с документами по НОВОМУ ХОЗЯЙСТВЕННОМУ МЕХАНИЗМУ В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Экспериментальная площадка была создана с целью проведения экспериментальной работы, связанной с поиском путей более эффективной воспитательно-образовательной деятельности профильного внешкольного учреждения.

Основными направлениями экспериментальной работы являлись: - организация семейного туризма -туристская работа среди учителей -организация туристской работы в детском саду - социальная реабилитация детей-инвалидов посредством туризма -разработка учебных экскурсий по предметам школьных дисциплин -организация платных услуг: организация внешнеэкономической деятельности. Это лишь часть вопросов, по которым велась работа в Центре. Особое внимание в ходе экспериментальной работы было уделено отработке финансово-ресурсного механизма как средства эффективного решения педагогических задач в современных сложных условиях рыночной экономики. За это время были выпущены и распространены два сборника с документами и материалами, разработанными в Центре. Эти пакеты документов были рассмотрены в Министерстве образования Российской федерации и рекомендованы для практического использования во внешкольных учреждениях (письмо Министерства образования РФ И 30/23-11 от 27.02.1992г.).

В апреле 1992 года в связи с реорганизацией ВНиК «школа-микрорайон» АПН СССР в Межрегиональный Центр социальной педагогики и социальной работы Российской Академии образования экспериментальная площадка на базе Сочинского ЦДЮТ была переименована в экспериментальную площадку Центра социальной педагогики и социальной работы Российской Академии образования.

С этого года начался рост численности контингента учащихся. Растет и число направленностей, по которым работает центр. Так за последние 9 лет число воспитанников выросло в 4,5 раза. Появились 3 новые направленности: военно-патриотическая, социально-педагогическая и художественно-эстетическая. На сегодняшний день Центр детского и юношеского туризма и экскурсий является одним из крупнейших центров дополнительного образования в городе, насчитывающий около 2000 воспитанников, 6 направленностей, 135 объединений, работающих по 40 программам.