Методические рекомендации по составлению Программ летних оздоровительных лагерей

Методические рекомендации по составлению
Программ летних оздоровительных лагерей

Программа реализации летней тематической смены (лагеря) – нормативный документ, который разрабатывается и принимается к реализации образовательным учреждением в соответствии с государственными требованиями к содержанию и оформлению программ летних оздоровительных, трудовых, профильных, туристских лагерей.
Прежде чем приниматься к составлению программы лагеря у соответствующего начальника лагеря должно быть: сроки лагеря, возраст детей, необходимые нормативные документы, дающие право на реализацию программы и проведение смены лагеря: Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами РФ, постановления Глав Краснодарского края, города Сочи, приказы Департамента образования и науки Краснодарского края, УОН г.Сочи.
Структура программы лагеря строится по следующей схеме:
• Титульный лист
• Пояснительная записка
• Модель организации лагеря
• Цели и задачи
• Основное содержание программы и пути реализации
• Примерный распорядок дня
• Механизмы реализации программы.

Титульный лист содержит название лагерной смены, сроки, возраст детей, автора составителя программы, утверждается на заседании педагогического совета за 2 месяца до начала летней оздоровительной кампании.
Пояснительная записка строится на основе проблем, которые необходимо решить с целью оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в каникулярное время. Пояснительная записка включает в себя актуальность данной программы, используемые нормативно-правовые документы, сроки лагерной смены, возраст участников, базу формирования лагеря, места проведения, деятельность социальных партнеров в реализации данного лагеря, формы и методы работы с детьми, основной выход лагеря, т.е. к каким результатам приведет реализация программы лагеря.
Модель организации лагеря – основная форма работы с детьми в лагере с использованием нетрадиционных подходов и методов воспитания школьников (детское самоуправление, работа в отрядах, в группах, выборы совета лагеря и т.д.). В данном пункте необходимо обрисовать модель работы лагеря, т.е., что он из себя представляет.
Цели и задачи формируются исходя из проблем, потребностей детей, актуальности программы.
Содержание программы строится поэтапно, в соответствии с направлениями воспитательной работы со школьниками: ценностно-ориентированное, художественно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, экологическое, познавательное, досуговое по следующей схеме:

Направление
(название, чему способствует) Задачи Формы работы (мероприятия)

Примерный режим дня составляется исходя из формы пребывания лагеря (дневной, круглосуточный) в соответствии с необходимыми СаНПиН.

Механизм реализации программы включает поэтапную реализацию программы и включает следующие разделы:
• Материально-технические условия
• Кадровые условия
• Педагогические условия (использование форм и методов работы, отбор средств и приемов работы, соблюдение единых требований по работе с детьми)
• Методические условия (реализация программы лагеря в 3 этапа – подготовительный, основной, заключительный)
• Результаты (главный социальный эффект программы, прогноз результатов программы на разных уровнях: коллектива всего лагеря, коллективов отрядов, звеньев, личности субъектов воспитания).