Документация

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению дополнительных образовательных программ
учебных групп и детских коллективов

Дополнительная образовательная программа – нормативный документ, который разрабатывается и принимается к реализации учреждением в соответствии с государственными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ.

В дополнительном образовании различают следующие типы программ:

Типовая (примерная) программа, утвержденная Министерством образования России и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной;

Адаптированная (модифицированная) программа – программа, в которой сохранены основные параметры содержания примерной программы, но изменены средства, методики, способы, формы реализации целей и задач;

Авторская программа – программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, внедрение новых педагогических технологий.

В соответствии с государственными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г. Минобразования России) дополнительная образовательная программа должна быть оформлена в виде нормативного документа и содержать следующие структурные элементы:

• титульный лист;

• пояснительную записку;

• учебно-тематический план;

• содержание изучаемого курса;

• методическое обеспечение программы;

• список литературы.

Титульный лист дополнительной образовательной программы. На нем рекомендуется указывать:

• наименование образовательного учреждения;

• где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

• название дополнительной образовательной программы;

• возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

• срок реализации дополнительной образовательной программы;

• ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;

• название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

• год разработки дополнительной образовательной программы.

Пояснительная записка раскрывает:

• направленность дополнительной образовательной программы;

• цель дополнительной образовательной программы (предполагаемый результат образовательного процесса);

• задачи дополнительной образовательной программы (формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие: «оказать», «отработать», «освоить», «организовать» и т.д.);

• пути, средства, методы достижения цели;

• новизну, актуальность, педагогическую целесообразность данной программы (уровень новизны);

• отличительные особенности данной программы от уже существующих;

• сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

• возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, психолого-педагогические особенности детей;

• формы и режим занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные), состав групп (постоянный, переменный), особенности набора детей (свободный, конкурсный и др.);

• формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестиваль, соревнования, учебно-исследовательские конференции и др.)

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы – это графическое отражение программы дополнительного образования детей. Оформляется в виде таблицы, в которой указано наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем, отражено общее количество часов на каждый курс – теоретических, практических, выездных:

<таблица>

Учебно-тематический план дополнительных образовательных программ, срок реализации которых превышает один год, составляется на каждый год обучения из расчета 36 учебных недель, за исключением физкультурно-спортивной направленности.

Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы представляет собой краткое реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности с выделением ключевых понятий осваиваемой предметной области, с делением на теоретические и практические).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (методические рекомендации) включает описание

• форм занятий (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

• приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса (с указанием дидактического материала и технических средств обучения);

• форм подведения итогов по каждой теме или разделу, виды контроля;

• условия, необходимые для получения наилучшего образовательного результата;

• перечень дидактических материалов, наглядных пособий, средств для организации образовательного процесса (может быть общим или составлен отдельно по каждому разделу программы).

Список литературы – перечень используемой автором программы литературы, представленный в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к библиографическому описанию, рекомендуемой для детей и педагогов.

Приложение 1.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи: